Стихотворные размеры


Размер в стихах – его основа,
фундамент здания, гранит.
Слова в строю – строка готова,
еще непрочно, но стоит.

Теперь их нужно по порядку
расставить строго по местам.
Как в огороде садим грядку,
читать легко чтоб было нам.

Итак, размеры основные...
Всего их будет ровно пять.
Поверьте мне, они простые,
легко запомнить и понять.

Двустопный ЯМБ – любимчик музы:
беспечен, лёгок, шаловлив.
Он словно шар в объятьях лузы,
гусар, повеса – ох, игрив.

ХОРЕЙ диктует отрешённо
бумаге верные слова.
От них мне холодно и больно
и каменеет голова.

Теперь АНАПЕСТ – он трёхсложен,
течёт – как мощная река.
Хоть величав, но флирт возможен,
но только в меру и слегка.

Вот АМФИБРАХИЙ – это барин.
С ним надо стоя и на «вы»,
не столько сложен, как коварен,
как ветер западный с Невы.

Серьёзный ДАКТИЛЬ одиноко
стоит себе особняком.
Как подойти, с какого бока,
чтоб подружиться с чудаком?

Теперь с размерами понятно.
Ваш стих готов уже в печать.
Всё получилось строго, внятно,
и не добавить, не отнять.

2012

 

"Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.). 
    Классический хорей: 

                Листья падают в саду… 
                В этот старый сад, бывало, 
                Ранним утром я уйду 
                И блуждаю, где попало. (И.Бунин) 

    Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. У Бунина, расставив ударения, мы можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием. 

    Вот ещё хорей (тоже из Бунина): 

                Яблони и сизые дорожки, 
                Изумрудно-яркая трава, 
                На берёзах — серые серёжки 
                И ветвей плакучих кружева. 

    Тут пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее. 
    То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений. 
    В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко). 
    
    Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей. 

                Так бей, не знай отдохновенья, 
                Пусть жила жизни глубока: 
                Алмаз горит издалека — 
                Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок) 

    Это был пример 4-стопного ямба. Пиррихии не менее часто встречаются в ямбе, чем в хорее. Опять же, это связано с тем, что размер «короткий», двусложный. 
    На примере Блока введу понятие анакрузы. Анакруза — это безударный слог в начале строки, перед первым ударным («так», «пусть», «ал» и «дро»). В хорее анакруза нулевая, в ямбе — односложная. Я обещал не перегружать терминологией, но немножечко всё же позволительно. Обратное анакрузе понятие — клаузула. Клаузула — это последний ударный слог и следующие за ним безударные, сколько бы их не было. Например, «венья», «ка», «менья». 

    А вот пример смешанного ямба (1-3 строки — пятистопный ямб, 2-4 — двустопный): 

                Над этим островом какие выси, 
                Какой туман! 
                И Апокалипсис был здесь написан, 
                И Умер Пан. (Н.Гумилёв) 

    Дактиль — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Но наиболее применителен и эффектен смешанный дактиль, например, первая строка — четырёхстопный, вторая — трёхстопный. 

                Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, 
                Я при свечах навела; 
                В два ряда свет — и таинственным трепетом 
                Чудно горят зеркала. (А. Фет) 

    Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп. 

                Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма, 
                В ней, бессистемной творятся безумные вещи. 
                Мчится она то направо, то влево, то прямо, 
                Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет. 

    — пример пятистопного дактиля. 

    А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами: 

            В жёлтой гости'ной, из серого клё'на, с обивкою шё'лковой, 
            Ваше Сия'тельство любит по вто'рникам томный журфи'кс 
            В желтой венге'рке комичного цве'та, коричнево-бе'лковой, 
            Вы предлага'ете тонкому о'бществу ирисный ке'кс, 
            Нежно вдыха'я сигары эрцге'рцога абрис фиа'лковый. 
                       (И. Северянин) 

    Амфибрахий — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольная строфа с однодольной анакрузой: |   |   |  . Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: 

                Я долее слушать безумца не мог, 
                Я поднял сверкающий меч, 
                Певцу подарил я кровавый цветок 
                В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв) 

    Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным: 

                Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом, 
                Под этаким небом невольно художником станешь. 
                Природа и люди здесь будто другие, как будто картины 
                Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков) 

    Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольник с двудольной анакрузой  |   |   | . Наиболее распространён трёхстопный анапест. 

                Мой любимый, мой князь, мой жених, 
                Ты печален в цветистом лугу. 
                Повиликой средь нив золотых 
                Завилась я на том берегу. (А. Блок) 

    Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный: 

                Ни страны, ни погоста 
                Не хочу выбирать. 
                На Васильевский остров 
                Я приду умирать. (И. Бродский) 

    Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога". 

Тим Скоренко. "Учебник стихосложения"