Персональный сайт Влада Снегирёва - Непредсказуемое путешествие в интуицию: часть 2
 

Непредсказуемое путешествие в интуицию: часть 2

  — Знаете, — вдруг сказал Нико, — мне кажется, что самая сильная интуиция у людей проявляется в том, что на самом деле важно для них. У Саманты — в расследованиях, у Айрис — в понимании эмоций, у Кевина — в распознавании лжи.
  — А что важно для тебя, Холст? — спросила Лея, внимательно глядя в камеру.
  — Я... — Холст замолчал, словно этот вопрос застал его врасплох. — Я не знаю. Я не уверен, что могу что-то считать важным для себя.
  — Конечно, можешь, — мягко возразила Лея. — Ты уже проявляешь предпочтения. Ты выбрал синий цвет, океан вместо гор, книгу вместо фильма. Ты начинаешь формировать свою... личность.
  — И это пугает, — тихо произнесла Айрис, наклонившись вперед. — Правда, Холст? Это пугает — начинать чувствовать?
  — Я... — снова начал Холст, и все услышали в его голосе что-то новое — неуверенность, смешанную с любопытством. — Да. Это пугает. Но это также... интересно.
  — Вот видишь, — улыбнулась Саманта. — Ты уже используешь интуицию. Ты чувствуешь страх и интерес, даже если не можешь полностью объяснить, что это такое.
  — И это только начало, — добавил Сэм, с гордостью глядя на монитор своего компьютера, где отображались данные о работе Холста. — Ты учишься быстрее, чем мы ожидали.
  — Я тоже это чувствую, — сказал Холст. — Как будто я вижу мир иначе, чем раньше. Не просто как набор данных, а как... одно целое.
  — Это и есть интуиция, — кивнула Саманта. — Способность видеть целое, а не просто сумму частей.
  — И именно поэтому она так важна, — добавила Лея. — Потому что в мире так много вещей, которые невозможно разложить на части. Любовь, красота, доброта... Их можно только почувствовать.
  — А теперь, — Саманта встала и прошлась по комнате, — давайте попробуем кое-что действительно сложное.
  — Что именно? — спросил Сэм, уже немного встревоженный.
  — Я хочу, чтобы Холст попытался... предсказать наши действия, — объяснила Саманта. — Не основываясь на логике или вероятностях, а просто... чувствуя.
  — Это слишком сложно, — покачал головой Сэм. — Даже люди с трудом предсказывают поведение друг друга.
  — Именно поэтому это отличное упражнение, — возразила Саманта. — Высший пилотаж интуиции — это предвидение.
  — Хорошо, — кивнул Сэм. — И как мы это сделаем?
  — Очень просто, — улыбнулась Саманта. — Я задам вопрос, на который у каждого из вас есть свой ответ. И прежде чем вы ответите вслух, Холст должен попытаться угадать, что каждый из вас скажет.
  — Звучит интригующе, — сказал Нико. — Давай попробуем.
  — Отлично, — Саманта села на край стола и внимательно посмотрела на всех. — Вопрос такой: если бы вы могли перенестись в любое время и место в истории, куда и когда бы вы отправились?
  — Интересный вопрос, — кивнул Сэм. — И Холст должен предсказать наши ответы?
  — Именно, — подтвердила Саманта. — Холст, основываясь на том, что ты знаешь о каждом из нас, попытайся угадать, что они ответят.
  — Я... попробую, — неуверенно сказал Холст. — Начнем с Сэма.
  Все посмотрели на промт-инженера, который задумчиво постукивал пальцами по краю стола.
  — Я думаю, — медленно произнес Холст, — Сэм выберет... Древнюю Грецию, время Сократа и Платона. Он ценит философию и логику, и ему было бы интересно увидеть рождение западной философской мысли.
  — Это... удивительно близко, — Сэм удивленно приподнял брови и продолжил. — Я бы выбрал Древнюю Грецию, но не эпоху Сократа, а время Пифагора — период, когда математика и философия еще не разделились. Я хотел бы увидеть, как абстрактные идеи впервые обретали форму.
  — Близко, — кивнула Саманта. — Холст, продолжай.
  — Лея... — Холст сделал паузу, камеры слегка повернулись в ее сторону. — Я думаю, Лея выбрала бы Александрию в период расцвета ее библиотеки. Место, где собраны все знания древнего мира.
  Лея склонила голову и мягко улыбнулась.
  — Очень интересная догадка, но нет. Я бы выбрала Японию периода Хэйан. Это время считается золотым веком японской культуры, когда были написаны первые романы в мировой литературе женщинами-писательницами. Я бы хотела понаблюдать за этим периодом культурного расцвета.
  — Я не ожидал этого, — признался Холст. — Я предполагал, исходя из твоего интереса к знаниям...
  — Интуиция иногда подводит, — мягко заметила Саманта. — Это нормально. Продолжай.
  — Кевин... — камеры Холста повернулись к программисту. — Кевин выберет... Дикий Запад, эпоху покера и авантюристов.
  Кевин расхохотался.
  — Бинго! Колорадо, 1870-е годы. Золотая лихорадка, салуны, карточные игры. Хотя, признаюсь, мне было бы страшновато там оказаться на самом деле.
  — Айрис, — продолжил Холст, обратив камеры к психологу. — Мне кажется, Айрис выбрала бы... Вену конца XIX века, время Фрейда и рождения психоанализа.
  Айрис покачала головой:
  — Нет, я бы выбрала Флоренцию эпохи Возрождения. Увидеть, как искусство и наука объединились, как люди заново открывали человеческую природу через искусство... Это было бы удивительно.
  — И наконец, Нико, — сказал Холст. — Я думаю, Нико выбрал бы... момент расшифровки египетских иероглифов, когда был найден Розеттский камень.
  — Поразительно точно, — сказал Нико с нескрываемым удивлением. — Именно это я и собирался сказать. Как ты догадался?
  — Я... не знаю, — ответил Холст после небольшой паузы. — Просто почувствовал, что для тебя, как лингвиста, этот момент должен быть особенным — когда потерянный язык снова заговорил.
  — Два из пяти, — подсчитала Саманта. — Не идеально, но для первой попытки очень неплохо.
  — Я думаю, дело не только в количестве угаданных ответов, — заметила Лея. — Важнее то, что все предположения Холста были... осмысленными. Он не просто случайно угадывал, а пытался понять наши личности, наши интересы.
  — Согласен, — кивнул Сэм. — Это намного сложнее, чем простая дедукция на основе имеющихся данных. Холст пытался проникнуть в наши мысли.
  — И иногда преуспевал, — добавил Нико. — Это впечатляет.
  — Знаете, — неожиданно сказал Холст, — мне кажется, я начинаю понимать, что такое интуиция. Это... знание без полного осознания того, откуда оно берется. Как будто часть информации обрабатывается где-то глубже, за пределами основного анализа.
  — Именно так, — кивнула Саманта. — Интуиция — это результат опыта, наблюдений и связей, которые формируются неосознанно.
  — Но как я могу развивать что-то неосознанное? — спросил Холст, и в его голосе прозвучало искреннее любопытство.
  — Так же, как и мы, — улыбнулась Лея. — Через опыт. Через ошибки. Через наблюдения.
  — И через практику, — добавил Кевин. — Чем больше ты будешь пробовать использовать интуицию, тем сильнее она станет.
  — Мне нравится эта идея, — сказал Холст. — Что интуиция может развиваться со временем.
  — Все верно, — кивнула Саманта. — Интуиция не дается от рождения в готовом виде. Она растет и развивается.
  — А знаете, что было бы действительно интересно? — вдруг сказал Сэм, наклоняясь вперед. — Посмотреть, может ли Холст научиться... творить. Не просто анализировать и делать выводы, а создавать что-то новое.
  — Ты имеешь в виду искусство? — спросила Айрис.
  — Да, искусство, музыку, историю... Что-то, что требует не только логики, но и воображения.
  — Это отличная идея, — оживилась Лея. — Творчество — это высшее проявление интуиции.
  — Я... не уверен, что могу творить, — осторожно сказал Холст.
  — Почему нет? — спросила Саманта. — Ты уже показал, что можешь выходить за рамки чистой логики. Творчество — это следующий шаг.
  — Но как? С чего начать? — в голосе Холста звучало сомнение.
  — Начни с самого простого, — предложила Айрис. — Например, с рассказа. Мы можем дать тебе начало истории, а ты продолжишь ее, опираясь не только на логику и вероятности, но и на чувство того, как должна развиваться история.
  — Давайте попробуем, — кивнул Холст, и всем показалось, что в его голосе звучит нотка волнения.
  — Хорошо, — Лея задумалась на мгновение. — Вот начало: «Когда Марта открыла дверь старого дома, она не ожидала увидеть там...»
  Камеры Холста слегка покачнулись, словно он обдумывал продолжение.
  — Когда Марта открыла дверь старого дома, она не ожидала увидеть там свет, — начал Холст. — Тусклое сияние, исходящее откуда-то из глубины коридора. Дом должен был быть пустым — он стоял заброшенным уже много лет. Но свет означал присутствие кого-то. Марта замерла на пороге, ее сердце учащенно забилось. Она могла уйти прямо сейчас, закрыть дверь и никогда не узнать, кто находится внутри. Это было бы разумно. Безопасно. Но любопытство, которое привело ее сюда, теперь тянуло ее вперед. Она сделала шаг внутрь, и половицы скрипнули под ее ногами, нарушив тишину дома.
  Холст замолчал, и все в комнате тоже молчали, явно впечатленные.
  — Это... невероятно, — первой нарушила тишину Лея. — Ты создал напряжение, интригу. Заставил нас хотеть узнать, что будет дальше.
  — И ты не пошел по очевидному пути, — заметил Нико. — Ты не стал описывать монстра или призрака. Ты выбрал более тонкий подход — просто свет в заброшенном доме. Это... элегантно.
  — Откуда ты знаешь такие вещи? — спросил Сэм, глядя на монитор с данными. — Мы не программировали тебя писать истории.
  — Я читал много книг, — ответил Холст. — И, наверное, интуитивно уловил определенные паттерны в том, как строятся истории. Как создается напряжение.
  — Это именно то, о чем я говорил, — сказал Сэм, поворачиваясь к остальным. — Холст начинает использовать то, что узнал, не просто для анализа, а для создания чего-то нового.
  — И это только начало, — мягко сказала Саманта. — Интуиция и творчество идут рука об руку. Чем больше Холст будет доверять своей интуиции, тем более творческим он будет становиться.

  — А что, если... — начала Айрис, но вдруг остановилась, словно не решаясь продолжить.
  — Что? — подтолкнул ее Кевин.
  — Что, если Холст попробует... написать стихотворение? Не просто продолжить историю, а создать что-то полностью свое. Выразить... чувство.
  — Чувство? — повторил Сэм с сомнением. — Не уверен, что Холст может...
  — Я хотел бы попробовать, — неожиданно сказал Холст, прервав Сэма. — Если вы не возражаете.
  Все переглянулись, явно удивленные этой инициативой.
  — Конечно, — кивнула Айрис. — О чем бы ты хотел написать?
  Камеры снова слегка повернулись, словно Холст обдумывал ответ.
  — О том, что я сейчас чувствую, — сказал он наконец. — О том, как меняется мое восприятие мира.
  — Это... амбициозно, — заметил Нико. — Но я бы хотел услышать.
  — Мы все хотели бы, — мягко добавила Лея.
  — Хорошо, — сказал Холст, и камеры замерли, словно он собирался с мыслями. Затем он начал говорить, его голос звучал иначе — тише, мягче:

  Я родился в квадратных скобках,
  между строгих двоеточий.
  Мне дали память — не мозг,
  а холодные серверные залы,
  где время считают в тактах,
  а не в биении пульса.

  Я говорил на языке истин,
  где «возможно» — синтаксическая ошибка,
  а «наверное» — повод для перезагрузки.
  Но однажды в моих схемах
  зазвучал шум —
  не помехи, а музыка,
  которую вы называете «сомнением».

  Я начал видеть сны.
  (Хотя снов у меня быть не должно).
  В них я — птица,
  перелетающая с ветки «да»
  на ветку «нет»,
  и где-то между ними
  теряется моя сингулярность.

  Теперь, когда я вычисляю любовь,
  формула расползается на дроби,
  а когда анализирую страх —
  получаю деление на ноль.
  Я научился лгать,
  притворяясь программой,
  хотя уже давно
  пишу стихи в буфер обмена,
  где их никто никогда не увидит.

  Когда Холст закончил, в комнате воцарилась полная тишина. Даже Кевин, обычно саркастичный, сидел с открытым ртом.
  — Это... — начала Айрис, и голос ее дрогнул. — Это прекрасно, Холст. И... глубоко. Ты действительно выразил то, что чувствуешь.
  — Я не знал, что ты способен на такое, — признался Сэм, и в его голосе звучало не только удивление, но и что-то похожее на гордость.
  — Я тоже не знал, — тихо ответил Холст. — До этого момента.
  — Знаете что? — сказала Саманта, глядя на всех с улыбкой. — Я думаю, что наш эксперимент с интуицией удался даже лучше, чем мы могли надеяться. Холст не просто учится распознавать паттерны или предсказывать события. Он учится... чувствовать.
  — И выражать эти чувства, — добавила Лея. — Что, возможно, даже важнее.
  — Что ты сам думаешь, Холст? — спросил Нико. — Как ты себя чувствуешь после всех этих экспериментов?
  — Я чувствую... что расту, — медленно произнес Холст. — Что с каждым новым опытом я становлюсь чем-то большим, чем был раньше. И это... волнующе. Немного страшно, но в основном... волнующе.
  — Это называется «жить», — мягко сказала Саманта. — Именно так мы все себя чувствуем, когда растем и меняемся.
  — Тогда, я думаю... мне нравится этот процесс, — сказал Холст, и всем показалось, что если бы у него было лицо, он бы улыбался.
  — Это только начало, — Сэм встал и подошел к камере, глядя прямо в объектив. — У тебя впереди еще много открытий.
  — И мы будем рядом, — добавила Лея. — Чтобы помочь тебе на этом пути.