Ночная смена: часть 2
IV
Второй этаж торгового центра «МегаПлаза» днем был самым оживленным: здесь располагались десятки магазинов одежды, обуви, аксессуаров — все то, что привлекает основной поток посетителей. Широкие витрины с яркими вывесками, пестрые плакаты с рекламой сезонных скидок, потоки людей, снующих между бутиками — таким Кирилл привык видеть этот этаж в рабочие часы.
Сейчас же длинная галерея магазинов погрузилась в полумрак, нарушаемый лишь тусклым светом аварийных ламп да редкими вспышками рекламных дисплеев, работающих даже ночью. Витрины были затемнены, металлические жалюзи опущены, и только некоторые бутики оставались освещенными изнутри приглушенным светом.
Кирилл медленно шел по галерее, слушая эхо собственных шагов. После шумных гонок уборщиц тишина второго этажа казалась особенно глубокой и настороженной, словно здесь кто-то притаился и наблюдал за ним.
Самый большой магазин одежды «FashionWorld» располагался в центре этажа. Днем это был шумный муравейник, где постоянно толпились покупатели, играла громкая музыка, а консультанты сновали между рядами, помогая определиться с размерами и фасонами. Сейчас же его просторный зал был погружен в странный полумрак: основной свет был выключен, но специальные светильники, направленные на манекены, оставались включенными, создавая драматические световые острова в темноте.
Кирилл остановился перед стеклянной витриной «FashionWorld». Центральный манекен, изображавший стройную девушку в вечернем платье, выглядел неестественно реалистичным в этом освещении. На бледном лице застыла легкая улыбка, стеклянные глаза смотрели куда-то вдаль, а пальцы изящно поддерживали складки темно-синего платья.
Внезапно Кирилл заметил движение внутри магазина. Он вгляделся сквозь стекло и увидел нескольких человек в форменной одежде сотрудников — они медленно и методично перемещались между рядами, перенося что-то с места на место.
Стеклянная дверь магазина была приоткрыта — словно приглашение войти. Кирилл колебался, вспоминая предостережение уборщиц, но любопытство уже взяло верх. Он осторожно потянул дверь на себя и скользнул внутрь.
В «FashionWorld» стоял особый запах — смесь новой одежды, дорогой парфюмерии и чего-то неуловимого, напоминающего аромат старых книг. В тишине Кирилл слышал приглушенные голоса сотрудников, доносившиеся из глубины магазина.
Он двинулся на звук, огибая островки с выставленной одеждой и стойки с вешалками. По мере приближения слова становились различимыми.
— Этот должен быть повернут на восемь градусов влево, — говорил тихий женский голос. — И поднимите правую руку выше. Да, вот так.
— А этот уже третью ночь на одном месте, — отвечал мужской баритон. — Нужно переместить его к окну и полностью сменить гардероб.
Кирилл осторожно выглянул из-за высокой стойки с джинсами и увидел странную картину: шестеро сотрудников магазина — трое мужчин и три женщины в фирменных черных костюмах — методично переставляли манекены и меняли на них одежду. Все их движения были точными, выверенными, словно часть какого-то ритуала. И что самое странное — они работали практически в полной тишине, переговариваясь шепотом и двигаясь так плавно, что казались частью хореографической постановки.
— Четырнадцатый номер нужно развернуть лицом к северу, — командовала высокая женщина с собранными в тугой пучок волосами. По всей видимости, она была старшей. — И обязательно обновить аксессуары. Он не должен оставаться с теми же часами две ночи подряд.
Кирилл невольно подался вперед, пытаясь лучше разглядеть происходящее, и случайно задел локтем вешалку с рубашками. Металлический звон эхом раскатился по притихшему магазину.
Все шестеро работников одновременно повернулись в его сторону, замерев в неестественных позах. Их лица в полумраке выглядели бледными масками с неподвижными глазами.
— Простите, — негромко сказал Кирилл, выходя из своего укрытия. — Я не хотел мешать. Я просто... застрял здесь на ночь и исследую центр.
Сотрудники молча смотрели на него несколько секунд, затем переглянулись между собой, и высокая женщина сделала шаг вперед.
— Новенький? — спросила она бесцветным голосом.
— В каком-то смысле, — кивнул Кирилл. — Меня случайно заперли в торговом центре после закрытия.
Женщина склонила голову набок, изучая его с нечитаемым выражением лица.
— Случайностей здесь не бывает, — произнесла она наконец. — Если ты здесь, значит, это было предопределено. Меня зовут Вероника. Я менеджер ночной смены «FashionWorld».
— Кирилл, — представился он. — Из «ТехноПлюс».
Остальные сотрудники вернулись к своей работе, словно потеряв к нему интерес, но Вероника продолжала смотреть на него изучающим взглядом.
— Ты уже познакомился с нашими соседями? — спросила она.
— Да, с музыкантами и уборщицами, — кивнул Кирилл. — Это... необычно.
— Каждый развлекается по-своему, — пожала плечами Вероника. — У нас более ответственная работа.
— Вы переставляете манекены? — спросил Кирилл, оглядываясь на сотрудников, аккуратно перемещающих пластиковые фигуры с места на место.
Вероника смотрела на него так, словно оценивала, достоин ли он услышать ответ.
— Мы не просто переставляем их, — сказала она наконец. — Мы обеспечиваем их... комфорт.
— Комфорт? — переспросил Кирилл. — Но это же просто пластиковые фигуры.
Один из сотрудников, стоявший неподалеку, тихо рассмеялся, но смех этот был лишен веселья.
— Просто пластиковые фигуры, — повторил он с горечью. — Если бы все было так просто.
— Тише, Олег, — строго сказала Вероника. — Он еще не понимает. — Затем она снова повернулась к Кириллу: — Загляни в их глаза, Кирилл из «ТехноПлюс». Что ты там видишь?
Кирилл неуверенно посмотрел на ближайший манекен — высокую мужскую фигуру в деловом костюме. Стеклянные глаза холодно блестели в полумраке, и на мгновение ему показалось, что в их глубине мелькнула искра осознанности. Он моргнул, и наваждение исчезло.
— Ничего, — сказал он. — Просто... стекло.
— Ничего, — эхом повторила Вероника. — Или просто не хочешь видеть? Манекены не любят находиться в одном положении слишком долго. Им становится... неуютно. А когда им неуютно, они могут выразить свое недовольство.
— Каким образом? — спросил Кирилл, чувствуя, как по спине пробежал холодок.
— По-разному, — туманно ответила Вероника. — Иногда пропадают вещи. Иногда бьется стекло. Иногда случаются более... серьезные происшествия.
Она сделала паузу, оглядывая манекены вокруг с выражением, напоминающим почтение.
— Много лет назад, еще до открытия «МегаПлаза», в этом помещении была швейная фабрика. Говорят, однажды здесь случился пожар, и несколько работниц погибли, запертые в цеху. Их тела так и не нашли под обломками...
Кирилл почувствовал, как волоски на руках встают дыбом. История звучала как начало страшилки у костра, но что-то в голосе Вероники, в выражении ее глаз заставляло верить каждому слову.
— Вы хотите сказать, что манекены... — он запнулся, не решаясь произнести абсурдную мысль вслух.
— Я ничего не хочу сказать, — отрезала Вероника. — Я просто делаю свою работу. Мы все делаем. И тебе не стоит вмешиваться.
Один из сотрудников, высокий мужчина с залысинами, подошел к ним.
— Вероника, — тихо сказал он, — восемнадцатый выглядит... недовольным. Он уже третью ночь в одной позе.
— Сейчас займемся им, — кивнула Вероника. — Кирилл, если хочешь, можешь просто наблюдать. Но не мешай и ничего не трогай.
С этими словами она отошла к своим коллегам, и Кирилл остался один среди рядов с одеждой и молчаливых манекенов, неотрывно смотрящих на него стеклянными глазами.
Он медленно двинулся вдоль витрин, наблюдая за работой сотрудников. Они действительно относились к манекенам с какой-то странной смесью почтения и осторожности — словно имели дело с капризными знаменитостями или опасными животными.
Каждое движение было выверено, каждый предмет одежды был подобран с тщательностью костюмера перед премьерой спектакля. Они измеряли углы поворота манекенов с помощью маленьких уровней, проверяли их расположение относительно сторон света карманными компасами, шептали какие-то фразы, меняя на них наряды.
И чем дольше Кирилл наблюдал, тем сильнее ему казалось, что манекены действительно не так просты, как выглядят. В неверном свете ночных ламп их лица словно менялись, обретая едва заметные выражения — здесь легкая улыбка, там — намек на хмурый взгляд. А однажды ему показалось, что пальцы женского манекена, которые только что грациозно поддерживали складки платья, теперь были сжаты чуть сильнее, словно в легком раздражении.
Кирилл моргнул, и все встало на свои места — пластик остался пластиком, стекло — стеклом. Но неприятное ощущение, что за ним наблюдают десятки пар глаз, не исчезало.
Он бродил между рядами, слушая тихие переговоры сотрудников и наблюдая за их загадочной работой, когда его взгляд упал на манекен в дальнем углу магазина. В отличие от остальных, этот был несколько запылен и одет в старомодный костюм — словно о нем забыли. Мужская фигура с идеальными пропорциями и странно знакомыми чертами лица.
— А этот? — спросил Кирилл подошедшую Веронику. — Почему им никто не занимается?
Вероника посмотрела в указанном направлении, и на ее лице появилось странное выражение — смесь страха и уважения.
— Он не любит, когда его трогают, — тихо ответила она. — У каждого свои... предпочтения. Некоторые хотят меняться каждую ночь, другие предпочитают постоянство. Мы научились различать их желания.
Кирилл хотел задать еще вопрос, но слова застряли в горле. Ему вдруг показалось, что пыльный манекен в углу чуть повернул голову в его сторону. Всего на миллиметр, но этого было достаточно, чтобы волна холодного ужаса прокатилась по его телу.
— Я... пойду, пожалуй, — пробормотал он. — Не буду вам мешать.
— Как знаешь, — безразлично ответила Вероника. — Только помни главное правило ночной смены.
— Какое? — спросил Кирилл, хотя догадывался, что услышит.
— Не трогай то, что может тронуть тебя в ответ, — произнесла она, возвращаясь к своей странной работе.
Кирилл поспешил к выходу из магазина, чувствуя на себе взгляды десятков стеклянных глаз.
V
Холодные капли пота стекали по спине Кирилла, когда он медленно шел по пустынному коридору торгового центра. Тишина давила на уши, прерываемая лишь звуком его собственных шагов и отдаленным гулом кондиционеров. Мысли о манекенах и странных правилах ночной смены никак не давали ему покоя.
«Не трогай то, что может тронуть тебя в ответ». Эти слова продолжали звенеть в его голове.
Кирилл остановился у витрины отдела женской одежды. Манекены стояли, застыв в неестественных позах. Один из них — высокая женская фигура с гладкой белой кожей и без лица — был слегка развернут в сторону входа, словно приветствуя посетителей. Его недавно переместили — Кирилл отчетливо помнил, что вчера манекен стоял спиной к проходу.
— А что, если... — пробормотал он себе под нос, оглядываясь по сторонам.
Никого. Только он и армия безмолвных фигур.
Кирилл медленно подошел к манекену. Осторожно, словно прикасаясь к чему-то раскаленному, он взялся за плечи фигуры и развернул ее обратно, в прежнее положение — спиной к проходу.
— Вот так, — прошептал он, отступая на шаг и любуясь своей работой. — Посмотрим, что будет.
— Ты что делаешь? — голос за спиной заставил Кирилла подпрыгнуть на месте.
Он резко обернулся. Перед ним стоял лысоватый мужчина средних лет в форме охранника. Та же форма, что и у гитариста с нижнего этажа, но этого человека Кирилл еще не встречал.
— Я... просто поправлял манекен, — пробормотал Кирилл.
— Поправлял? — охранник прищурился. — В какую сторону?
— В прежнюю, — честно ответил Кирилл. — Он стоял спиной к проходу вчера, а сегодня его развернули.
Лицо охранника вытянулось.
— Ты что, совсем с катушек слетел? — тихо спросил он, нервно оглядываясь по сторонам. — Тебе не объяснили правила?
— Объяснили, но... — Кирилл смущенно пожал плечами. — Я хотел проверить.
— Проверить? — охранник покачал головой. — Ты думаешь, это шутки? Корпоративный розыгрыш для новичков?
— А разве нет? — спросил Кирилл с надеждой в голосе.
Охранник подошел ближе, понизив голос почти до шепота.
— Послушай, парень. Я не знаю, что именно происходит в этом месте после полуночи. И, честно говоря, не хочу знать. Я просто следую правилам. И тебе советую.
— Какая разница, в какую сторону стоит манекен? — спросил Кирилл.
— Такая же, как между жизнью и смертью, — мрачно ответил охранник. — Они не любят, когда их игнорируют.
— Они? — переспросил Кирилл. — Вы говорите о манекенах так, будто они живые.
— Я говорю о руководстве, — быстро поправился охранник. — Ладно, делай что хочешь. Твоя смена — твои правила. Только не говори потом, что тебя не предупреждали.
Он развернулся и быстрым шагом удалился по коридору, оставив Кирилла наедине с безмолвной фигурой.
— Нелепость какая-то, — пробормотал он, глядя на манекен. — Что ты можешь сделать? Ты просто кусок пластика.
Кирилл еще раз посмотрел на манекен и ушел продолжать обход.
Смена близилась к концу. Кирилл сидел в комнате отдыха, пытаясь сосредоточиться на книге, которую взял с собой, но буквы расплывались перед глазами. Усталость брала свое — все-таки ночная работа не для него.
Внезапно тишину разорвал звук бьющегося стекла. Кирилл вскочил и выбежал из комнаты.
В коридоре он столкнулся с Вероникой, которая тоже бежала на звук.
— Что случилось? — спросил он.
— Сейчас узнаем, — коротко ответила она.
Они добежали до отдела женской одежды. На полу лежали осколки большого зеркала, которое еще недавно висело на стене примерочной.
— Как это произошло? — спросил Кирилл, осторожно ступая между осколками.
— Хороший вопрос, — протянула Вероника, задумчиво глядя на стену, где раньше висело зеркало. — Очень хороший вопрос.
Она медленно повернулась и посмотрела на манекен, который Кирилл вернул в прежнее положение.
— Ты трогал что-нибудь в этом отделе? — спросила она, не отрывая взгляда от фигуры.
— Нет, — соврал Кирилл.
Вероника усмехнулась.
— Знаешь, в чем проблема с новичками? — спросила она. — Они всегда думают, что умнее всех. Что правила написаны не для них.
Она подошла к манекену и аккуратно развернула его лицом к проходу.
— Манекены не любят, когда их игнорируют, — произнесла она, повторяя слова охранника. — Они хотят видеть посетителей. Хотят быть замеченными.
— Это просто совпадение, — упрямо сказал Кирилл. — Зеркало могло упасть по множеству причин. Вибрация от вентиляции, неправильное крепление...
— Конечно, — согласилась Вероника с легкой улыбкой. — Совпадение. Именно сегодня. Именно в этом отделе. Именно после того, как ты... не трогал манекен.
Она подмигнула ему и направилась к выходу из отдела.
— Пойдем, поможешь мне заполнить отчет о происшествии. И учти, босс не любит, когда портят имущество магазина. Даже если виноваты... совпадения.
Кирилл бросил последний взгляд на манекен и поспешил за Вероникой, стараясь отогнать ощущение, что безликая фигура провожает его взглядом несуществующих глаз.
VI
Восход солнца никогда еще не казался Кириллу таким прекрасным. Первые лучи, проникающие через стеклянную крышу атриума, наполняли пространство теплым золотистым светом, превращая странный ночной мир торгового центра в обычное место для шопинга.
Кирилл сидел на скамейке у фонтана, наблюдая, как сонные сотрудники утренней смены постепенно заполняют магазины. Они двигались медленно, словно зомби, с одинаковыми стаканчиками кофе в руках.
— Первая смена? — спросил пожилой мужчина в форме уборщика, останавливаясь рядом со скамейкой.
— Да, — кивнул Кирилл. — Первая и, возможно, последняя.
Уборщик усмехнулся.
— Все так говорят поначалу. А потом привыкают.
— К чему именно? — поинтересовался Кирилл. — К недосыпу? Или к манекенам, которые якобы двигаются?
Уборщик пожал плечами.
— Каждый привыкает к чему-то своему. Я вот привык к тому, что некоторые вещи лучше не объяснять. Просто принимать как есть.
— Очень удобная позиция, — заметил Кирилл.
— Зато безопасная, — уборщик подмигнул ему и покатил свою тележку дальше.
Кирилл устало потер глаза. Может быть, все это просто результат недосыпа и стресса? Розыгрыш сотрудников над новичком? Или массовая галлюцинация, вызванная химикатами в системе вентиляции?
Он встал и медленно пошел к выходу, решив, что хорошенько выспится и обдумает все на свежую голову.
У входа в торговый центр уже собралась небольшая очередь из ранних посетителей. Охранник стоял у турникетов, наблюдая за потоком людей, и Кирилл узнал в нем того самого лысоватого мужчину, который предупреждал его ночью.
— Как смена? — спросил охранник, когда Кирилл проходил мимо.
— Познавательно, — ответил Кирилл. — Скажите, вы верите во все эти истории про манекены?
Охранник оглянулся по сторонам и понизил голос.
— Послушай, парень. Я работаю здесь пять лет. И за эти пять лет я видел вещи, которые не могу объяснить. Но я научился одному: следуй правилам, и все будет в порядке.
— А если нарушить правила? — спросил Кирилл.
— Тогда случаются... совпадения, — охранник многозначительно посмотрел на Кирилла. — Как то зеркало сегодня ночью.
Кирилл почувствовал, как по спине пробежал холодок.
— Откуда вы знаете про зеркало?
— Новости быстро разносятся, — пожал плечами охранник. — Особенно плохие.
Кирилл хотел спросить что-то еще, но в этот момент новая толпа посетителей хлынула внутрь. Охранник вернулся к своим обязанностям, а Кирилл вышел на улицу, жмурясь от яркого утреннего света.
Проходя мимо витрины отдела женской одежды, он бросил быстрый взгляд внутрь и резко остановился. Манекены стояли в новых позах. Тот самый, который он переставлял ночью, теперь был развернут под странным углом — не спиной к проходу, но и не лицом. А сбоку. И казалось, что его безликая голова повернута прямо на Кирилла.
— Просто совпадение, — пробормотал он, ускоряя шаг. — Просто чертово совпадение.
VII
Прошло три недели с той ночной смены. Кирилл не вернулся на работу — позвонил на следующий день и сказал, что уходит по личным причинам. Никто особо не удивился и не стал его отговаривать.
Он старался избегать того торгового центра, выбирая для покупок другие места. Но однажды обстоятельства сложились так, что ему пришлось проходить мимо.
Стоял теплый весенний вечер. Солнце еще не село, но витрины уже подсвечивались яркими огнями, привлекая внимание прохожих. Кирилл шел быстрым шагом, стараясь не смотреть на знакомое здание. Но что-то заставило его повернуть голову.
В витрине отдела женской одежды стояли манекены в новой коллекции. Яркие весенние платья, легкие блузки, модные аксессуары. Кирилл непроизвольно замедлил шаг. Среди всех этих безликих фигур была одна необычная — манекен женщины в строгом деловом костюме.
Кирилл остановился как вкопанный. Он подошел ближе, всматриваясь в детали.
Костюм был идеально подогнан по фигуре, волосы собраны в строгий пучок. На груди поблескивал бейджик с именем. Кирилл прищурился, пытаясь разобрать надпись.
«Вероника», — гласил бейджик.
Что-то щелкнуло в памяти Кирилла. Вероника... Так звали ту странную менеджера ночной смены, которая объясняла ему правила. Та самая, с которой он разговаривал в свою первую и единственную ночную смену.
Но самым странным было не это. В отличие от других манекенов, у этого было лицо. Детализированное, реалистичное лицо с тонкими чертами. И черты эти были удивительно знакомы — именно так выглядела Вероника.
— Это просто совпадение, — прошептал Кирилл. — Просто очень странное совпадение.
В этот момент ему показалось, что манекен слегка улыбнулся. Всего на миллиметр изменилось положение губ — или это игра света? Кирилл моргнул, и выражение лица манекена снова стало неподвижным.
Он сделал шаг назад, потом еще один. Затем развернулся и быстро пошел прочь, стараясь не переходить на бег.
Вечером дома, уже в постели, Кирилл долго не мог заснуть. Перед глазами стоял манекен с лицом Вероники. Может быть, это просто совпадение? Или чей-то странный маркетинговый ход? Или...
Телефон на тумбочке завибрировал, оповещая о новом сообщении. Кирилл взял его и посмотрел на экран. Номер был незнакомый.
«Не все манекены созданы равными. Некоторые были людьми. Некоторыми станут. Не забывай правила ночной смены. — В.»
Вероника. Это могла быть только она.
Дрожащими пальцами Кирилл удалил сообщение и выключил телефон. Завтра он купит новую SIM-карту. И, возможно, переедет в другой район. Или город.
А пока... Пока он накрылся одеялом с головой, как делал в детстве, когда боялся монстров в шкафу. Потому что внезапно детские страхи уже не казались такими нелепыми.
Где-то в городе стоял торговый центр. А в нем — армия манекенов, которые каждую ночь менялись местами. И среди них был один, с лицом менеджера ночной смены по имени Вероника.
Торговый центр «МегаПлаза» продолжает работать в обычном режиме. Днем — шопинг и развлечения, ночью — тайная жизнь, о которой знают только избранные. Каждое утро менеджеры отделов находят свои манекены в новых позах и послушно переодевают их в актуальные коллекции.
На месте Вероники теперь новый менеджер. Иногда новые сотрудники службы безопасности спрашивают его о странных правилах ночной смены. Он лишь загадочно улыбается и советует им следовать инструкциям.
А в отделе охраны торгового центра на специальном стенде висит гитара. «В память об Константине» — гласит небольшая табличка под ней. Никто из новых сотрудников не знает, кто такой Константин и почему ему установлен такой странный мемориал.
Говорят, что каждое полнолуние в пустом атриуме торгового центра можно услышать тихие гитарные переборы. А в витрине отдела женской одежды манекен в строгом деловом костюме будто замирает, прислушиваясь к музыке. Но это, конечно, просто городская легенда.
Или нет?